КАК УМЕНЬШИТЬ РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ВАШЕГО РЕБЁНКА?

(Джули Ревилль и Барри Гитар)

 

Есть ли риск возникновения заикания у вашего ребенка?
Могу ли я уменьшить риск развития заикания у собственного ребенка?

Есть ли риск возникновения заикания у вашего ребенка?

Если ваш ребенок колеблется, повторяет или запинается перед произношением слова или фразы, вы можете волноваться  - "есть ли риск возникновения заикания у него?". Неплавная речь в возрасте от двух до семи лет является нормой. Обучение понимания и использования речи - процесс длительный и сложный. Многие дети понимают речь до того, как могут выразить свою мысль в словесной форме. Неуверенная речь и повторения в детской речи являются вариантом нормы. Но если они встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, эти признаки могут указывать на начинающееся заикание.

Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания.

  • Часто встречающиеся повторы слов.
  • Пролонгированные звуки.
  • Избегание ситуации общения, фразы: “Я не могу этого сказать”.
  • Расстроенный вид.
  • Напряженный вид мышц лица и шеи и голоса.
  • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.

    вверх ^


Могу ли я уменьшить риск развития заикания у собственного ребенка?

Существует много способов с помощью которых вы можете снизить риск возникновения заикания у вашего ребенка. Осознайте, что вы не являетесь причиной заикания у вашего ребенка. Изменения, которые вы можете выполнить касаются вашей манеры говорить, режима дня, и создания обстановки позитивно влияющей на вашего ребенка.

Говорите медленно и плавно. Вы можете разговаривать таким образом, чтобы способствовать более плавной речи у вашего ребенка. Лучше не просить его говорить медленнее, а самим задать медленный темп беседы, расслабленно и легко. Убедитесь, что ваша речь течет плавно, равномерно, ритмично, как у психотерапевта на сеансе :).

Делайте паузы в своей речи, особенно в тот момент, когда ребенок уже сказал фразу, а вы еще нет. Это дает возможность вашему ребенку сказать что-то еще, а вам время обдумать, что именно хочет сказать ваш ребенок. Не чувствуйте себя обязанным что-либо говорить только потому, что стоит тишина. Вы же хотите , чтобы ваш ребенок понял, что он может говорить столько времени, сколько это необходимо.

Задавайте меньше вопросов, делайте меньше команд. Вопросы оказывают давление на ребенка, он чувствует ограничение во времени для ответа. Комментарии и описание того, что вы сейчас делаете вместе с ребенком может значительно уменьшить такое давление нехватки времени. Некоторые директивы и команды могут быть осуждающими, или содержать критические замечания. Лучше фразы и комментарии начинайте со слов: “Давай ”, “Как насчет…”, “Что ты думаешь?” Вы можете даже повторить то, что сейчас сказал ребенок, чтобы дать ему понять, что вы его внимательно слушали. Основная цель – уменьшить количество вопросов, приказаний, команд и использовать в своей речи более позитивную принимающую форму комментариев и утверждений.

Вы можете многое сделать, чтобы речь вашего ребенка стала плавной в беседе.

Внимательно выслушайте
и дайте вашему ребенку почувствовать: то, что он говорит - самая важная вещь в данный момент. Не перебивайте. Позволяйте вашему ребенку начинать беседу и выбирать тему для разговора. Делайте уместные комментарии по теме, которую затронул ваш ребенок. Постарайтесь не контролировать беседу постоянно. Установите хороший контакт глазами. Если вы будете отводить взгляд в то время как ваш ребенок начал заикаться, этим вы просигнализируете, что вы испытываете дискомфорт. Позвольте вашему ребенку закончить фразу, даже если для этого вам придется довольно долго ждать. Если вы задаете вопросы, помните, что на специальные вопросы отвечать намного легче, чем на общие вопросы. Используйте вышеуказанную информацию в беседе с вашим ребенком.

Признавайте, что речь бывает трудной. Иногда ребенку настолько трудно произнести какое-либо слово, что он может закричать: “я не могу этого сказать ”, “ никак не получается”. Вы можете продемонстрировать принимающее отношение к ребенку следующими фразами: “это было трудно произнести”, “это сложное слово”. Произносите такие фразы, только когда ваш ребенок сильно расстроен или напуган или находится в состоянии стресса. В других случаях неплавной речи у ребенка поддерживайте контакт глазами, и ждите окончания его фразы столько времени, сколько потребуется. Если вы не можете уделить время и внимание исключительно вашему ребенку, то скажите ему о том , что вы выполните определенную работу, а затем сможете уделить ему полностью все внимание. Обязательно выполните свое обещание.

Отведите специальное время для беседы. Специально отведенное время для игр, общения и беседы со своим ребенком значительно способствует увеличению плавности речи. Используйте это время для того, чтобы выработать более медленный темп своей речи. Позвольте своему ребенку самостоятельно решить, чем заняться и когда начать разговор. Время, уделенное вашему ребенку, значительно повысит его самооценку, что поможет ребенку снизить темп его речи. Уделить внимание исключительно ребенку - это то, чего детям так часто не хватает, это то, о чем дети мечтают.

вверх ^

 

© 2002 «Заикание.Ru» - Заикание и лечение заикания.