ЛЕЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(Дениел де Джой)

 



Главная цель при лечении заикания у детей школьного возраста – добиться того, чтобы ребенок воспринимал речь, как нечто лёгкое и непринужденное. Существует три наиболее общих подхода к лечению заикания у детей школьного возраста.

Модификация заикания.
Плавное начало.
Оперантные процедуры.

Модификация заикания.

Цель этого вида лечения снять напряжение по поводу заикания, чтобы ребенок стал говорить плавно при заикании. Прежде всего, ребенка обучают пропускать в речи слова, на которых он заикается. После этого слова ребенок делает паузу и повторяет трудное слово плавно. (Мне ннннужны (пауза) ну-нужны часы). В дальнейшем ребенка учат обретать контроль над своей речью в момент заикания без борьбы и напряжения. Он учится заканчивать нужное слово с помощью растягивания, или скольжения (Мне ну- ну- нннужны часы). На третьей (подготовительной) стадии ребенок обучается заменять трудное слово до того, как оно будет произнесено. Подготовительная стадия включает в себя период времени непосредственно перед речью, (игрок в гольф также подготавливается к удару по мячу). Человек перед произнесением речи подготавливает свои слова, голос и дыхательные мышцы. Многие страдающие заиканием люди напрягаются перед речью. У них могут приходить в движение мышцы языка и рта, в то время как другие мышцы находятся в неправильном положении. С новой установкой на подготовку своей речи, заикающийся начинает свою речь более плавно и без напряжения.

вверх ^


Плавное начало.

Эта техника направлена на координацию дыхания, голоса и других движений, необходимых для легкого произнесения речи. Плавное начало означает особое напряжение во времени голосовых связок . Человек учится пропускать воздух между голосовыми связками и сводить голосовые связки вместе перед тем, как произнести слово или фразу. Иногда учат произносить звуки перед произношением целого слова или фразы. Человек обучается пропускать воздух через горло и губы с помощью “легкого контакта”. "Легкий контакт" означает скоординировать мышцы языка, рта имягкого неба, а также зубы с меньшими усилиями, чем при речи. Сильно сжатые губы при произношении буквы "п" в слове "поливать" приводят к невозможности пропускания воздуха для произношения оставшейся части слова.

вверх ^

Оперантные процедуры.

Основой программной терапии является то, как человек усваивает новые навыки или способы поведения. Первое – это то, что мы учимся с помощью серии маленьких распланированных шагов. В этом виде терапии все начинается с детского уровня, и продолжается в серии последовательных шагов. Ребенок должен хорошо усвоить предыдущую ступень для того, чтобы продвинуться немного дальше. Во-вторых, мы склонны совершать действия, за которые нас награждали в прошлом. В программируемом обучении любой успех вознаграждается. Программируемое обучение часто применяется независимо от того, какой метод терапии за этим последует. Однако при действующей программе больше внимания уделяется конкретным деталям процедуры. На каждом этапе ребенку ставится задача говорить с определенным уровнем плавности. Цель терапии может сдвигаться. Так, вначале ребенка награждают за каждое плавно произнесенное слово, в конце терапии за каждые пять слов, произнесенных плавно.

вверх ^

 

© 2002 «Заикание.Ru» - Заикание и лечение заикания.