Советы, как вести разговор по телефону.

Переводные материалы конференции BSA (Британской Ассоциации Заикания).
г. Телфорд, Великобритания, 15-18 сентября 2006 г.


Многие люди, в том числе те, которые не заикаются, сталкиваются с трудностями при разговоре по телефону. Даже если у человека нет проблем с речью, он может тратить несколько секунд на то, чтобы сформулировать свой ответ. У некоторых речь изобилует междометиями (м-м-м, э-э-э). Кто-то активно выражает свои чувства с помощью мимики и жестов, разговаривает громко, в агрессивной манере. Разговор по телефону, действительно, может являться стрессом, и каждый человек может научиться справляться с этим тем или иным способом. Если Вы заикаетесь, и испытываете сложности при общении по телефону, возможно, Вы найдете следующие советы полезными для себя.

Процесс совершения звонка можно подразделить на три этапа: подготовка к разговору по телефону, сам звонок и оценка эффективности звонка.

Подготовка к разговору по телефону.

Убедитесь в том, что Вы отчетливо представляете себе цель звонка. Составьте план разговора и во время разговора держите его перед глазами. Перед тем, как совершить важный звонок, позвоните другу или кому-нибудь из родственников. Это поможет Вам расслабиться. Если Вам необходимо сделать несколько звонков, запишите их в порядке возрастания сложности. Начните с самого легкого, постепенно усложняя задачу. Не откладывайте звонок, который Вам необходимо сделать. Потом решиться будет еще сложнее.

Звонок

Заикающиеся часто испытывают трудности в том, чтобы дозвониться до конкретного человека в организации. В особенности, когда секретарь этой организации, просит назвать добавочный номер или имя нужного человека.
Заранее подготовьте несколько вариантов начала разговора. Если у Вас возникли сложности с речью, старайтесь заикаться в более открытой и мягкой форме; не принуждайте себя говорить, по возможности, говорите медленно.
Не беспокойтесь по поводу сделанных Вами пауз – они присутствуют при любом разговоре. Сконцентрируйтесь на том, что Вы должны сказать, а не на возникающих препятствиях. Вашей целью является общение, вне зависимости от того, заикаетесь Вы или нет. Старайтесь, чтобы Ваша речь была плавной. Многие заикающиеся забывают о том, что иногда они могут говорить плавно, и помнят лишь о том, что они заикаются. Наслаждайтесь плавностью Вашей речи; попробуйте сделать несколько звонков, когда чувствуете в себе способность говорить плавно; куйте железо, пока горячо. Плавная речь придает Вам уверенность в себе, а, чувствуя себя уверенно, Вы начинаете говорить плавно.
Во время разговора смотрите на себя в зеркало – это поможет Вам понять, как напряжение отражается на Вашем лице и остальных частях тела. Если Вам пришлось сделать сложный звонок, и Вы чувствуете, что Вы с этим хорошо справились, похвалите себя и сохраните в памяти приятные ощущения от удачного звонка.

Оценка звонка

Если Вы чувствуете, что определенный звонок был очень сложным, и Вы заикались чаще, чем обычно, постарайтесь об этом забыть. Развивайте в себе позитивный взгляд на вещи; помните, что впереди еще немало телефонных разговоров, в которых Вы будете заикаться реже. Заикание не является катастрофой. С каждым разговором Вы будете набираться все больше опыта. Дома, по возможности, сделайте аудиозапись своих телефонных разговоров. Прослушайте аудиозапись своей речи, особенное внимание уделите скорости речи и моментам, когда начинаются блок. Попытайтесь извлечь пользу из каждого записанного телефонного разговора и разработать стратегию перед следующим звонком. Выполнение данных рекомендаций, со временем, поможет Вам выявить ряд ситуаций и слов, которые вызывают у Вас наибольшие затруднения.

Что делать, когда звонят Вам.

Эта та ситуация, которую Вы меньше всего контролируете. Но даже здесь есть способы, как уменьшить свое чувство тревоги. Разработайте схему ответа на звонок. Не торопитесь снять трубку. У Вас должны быть заранее продуманные фразы: Ваш добавочный номер, название организации, в которой Вы работаете, или просто Ваше имя. Используйте те фразы, которые на тот момент Вам покажутся наиболее простыми.
Если Вы отвечаете на телефонный звонок в присутствии других людей, сконцентрируйтесь исключительно на звонке. Примите к сведению, что посторонние могут слышать и видеть, что Вы испытываете сложности с ответом на телефонный звонок, но не позволяйте, чтобы их присутствие отвлекало Вас от разговора по телефону. Не бойтесь, что при снятии трубки Вы будете какое-то время молчать, подбирая нужные слова. Так бывает, когда заканчивают разговор с коллегой или сняли трубку чужого телефона и ждут, когда этот человек вернется на свое рабочее место.
Проявите терпение по отношению к тем, кто также сильно волнуется, и, возможно, пытается применить один из вышеуказанных советов на практике.

Общие советы

• Чем больше Вы практикуетесь, тем проще Вам будет разговаривать по телефону.
• Постарайтесь побороть свой страх перед телефоном. Поговорите с близкими людьми о том, чего Вы боитесь, и о том, как можно этого избежать.
• Осознавайте, каких именно звонков Вы стараетесь избегать, и постепенно преодолевайте трудности, совершайте эти звонки. Практикуйтесь на местных звонках. Старайтесь больше звонить по телефону, а не писать письма.
• Дома старайтесь самостоятельно отвечать на все телефонные звонки. Открыто признайте то, что Вы заикаетесь. Это может быть непросто, если всю свою жизнь Вы избегали разговоров на эту тему. Разговаривайте о своем заикании. Многие люди признают, что это помогло им побороть чувство тревоги и страха.
• Обратите внимание на то, как люди, не страдающие нарушениями речи, разговаривают по телефону, особенно на те моменты, когда они говорят медленно или с запинками.
• Не пытайтесь сразу предупредить своего собеседника о том, что Вы заикаетесь. Когда он это поймет, то будет готов к паузам.
• Старайтесь разговаривать по телефону как можно больше. Не позволяйте этому куску пластмассы определять Вашу жизнь. Помните, что лучше разговаривать по телефону и заикаться, чем стараться совсем избегать телефонных звонков.
 

© 2002 «Заикание.Ru» - Заикание и лечение заикания.