Лечение заикания


для детей и взрослых


Развитие выразительности речи при лечении заикания

Врач-психотерапевт Илья Юрьевич Рассказов

Общеизвестен факт, что люди с заиканием при пении не заикаются. Почему это так происходит? Если в одной фразе выразить ответ, то получится следующее: "Поёт душа, а заикается разум :)" Именно разум создаёт те психологические защитные реакции, которые препятствуют экспрессии и проявлению человеком своих эмоций и чувств при общении, и речь при этом становится зажатой, монотонной - вплоть до появления заикания. При пении происходит главное - речь перестаёт быть монотонной, поэтому заикание не возникает.

Монотонность речи сопутствует заиканию и часто является более выраженным и постоянным признаком, чем само заикание. В последние годы все больше внимания обращается на изучение интонационной стороны речи людей, страдающих заиканием. В ряде научных работ содержатся указания на монотонность речи заикающихся. Существуют сведения о динамике этой особенности мелодики речи заикающихся в процессе логопедических занятий (1). Наиболее подробным исследованием мелодики речи при заикании следует признать работу А.Ю. Панасюка, который установил, что перепады частоты основного тона у взрослых заикающихся на 30 % меньше, чем в контрольной группе людей без проблемы заикания (2). Т. С. Когновицкая (3) измерявшая максимальные и минимальные значения перепадов частоты основного тона у заикающихся детей, также показывает, что они на 15 % ниже, чем у здоровых детей.

1. Гринер В.А. «Логопедическая ритмика для дошкольников». - М.,1951 г.
2. Панасюк А.Ю. «Влияние задержек акустического сигнала на мелодические характеристики и темп речи больных с заиканием»//Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи. – М., 1979 г.
3. Когновицкая Т.С. «Преодоление заикания у школьников с учетом мелодики и темпа их речи». Автореф. дисс. на соиск.уч. степ. канд. пед. наук.- Л., 1990 г.

Вышеназванные научные работы проводились более 15 лет назад, когда компьютерные технологии только входили в практику. Результаты наших исследований с использованием уникальных алгоритмов анализа динамики частоты основного тона показывают, что в случаях заикания монотонность речи в 4-5 раз(!) больше, чем в контрольной группе людей без заикания.

Можно ли монотонно интонировать? Можно ли монотонно передать собеседнику свои эмоции и чувства? Можно ли при помощи монотонной речи установить контакт с собеседником, аудиторией, насладиться радостью общения, публичного выступления?... Ответ очевиден. Большинство исследователей считают, что основной функцией интонации является передача эмоционально-модального отношения говорящего к сообщаемому. Когда говорят, что какое-нибудь предложение было произнесено "без всякой интонации", это означает в первом случае, что оно было сказано с монотонной интонацией, а во втором - что интонация была недостаточно выразительной. Выраженность интонации, свобода в общении напрямую зависят от психологического состояния человека. Чем в большем напряжении находится человек, тем сильнее напряжены его голосовые связки. При этом голос становится зажатым, а речь монотонной.

Рекомендуемый подход в преодолении заикания заключается в следующем: Внимание человека с заикания переключается на выразительность его речи. Уже через 2-3 недели занятий человек в общении начинает думать "а как я интонирую?" вместо привычного "а как я заикаюсь?"...

Методология: Голосовой робот платформы тестирует и тренирует выразительность речи. Тестируемый параметр определяет, насколько речь выразительна или монотонна. На первом этапе занятий пользователь читает и пересказывает тексты, отслеживания при этом, чтобы средний % выразительности был не ниже 70%. Через 1-2 недели пользователь приступает к телефонным звонкам, также отслеживая средний % выразительности. Ещё через 1-2 недели человек в общении может самостоятельно точно определять насколько его речь выразительна, так как за 2-3 недели занятий на уровне рефлексов вырабатываются критерии интонирования. С этого момента в любой ситуации общения-разговора человек самостоятельно (без платформы) может повысить интонирование и выразительность своей речи и тем самым преодолеть или предупредить заикание.

Режим тестирования:
Тестирование определяется текущим и средним процентом выразительности речи. Этот параметр зависит от динамики изменения частоты основного тона голоса. Чем выраженнее динамика речи - тем больше будет процент выразительности. Средний процент выразительности показывает среднее арифметическое всех значений за всё время чтения текста. Для тестирования рекомендуется использовать стандартный текст объёмом не более 300 символов или пересказ сказки (для малышей). Фиксируется средний процент выразительности после того, как пользователь произнесет весь текст.

Голосовой робот нового метода лечения заикания помогает развить интонирование речи и выработать контроль темпоритма. Навык управления интонированием речи повышает уверенность человека во время общения и значительно снижает заикание.